Рынок электромобилей: какова текущая ситуация?
На сегодняшний день правительство остается неопределенным в своем отношении к электромобилям, с периодическим предоставлением им льгот и постоянными рамками ограничений. С начала текущего года утилизационный сбор на электромобили возрос в 20 раз до 667 400 рублей, что уже оказало негативное воздействие на рынок: за первые три месяца 2024 года было продано всего 1854 электромобиля, что гораздо меньше по сравнению с 3844 в четвертом квартале 2023 года. Тем не менее, рынок немного адаптировался к изменениям, и во втором квартале на продажи было зарегистрировано 2546 электромобилей, а в третьем квартале их число возросло до 3586.
Каково будущее электромобилей в стране? В декабре позапрошлого года наблюдалось вполне стабильное состояние со средними продажами около 1200 машин ежемесячно. Однако в текущем году продажи отличаются: 795 электромобилей в апреле, 786 в мае, 965 в июне. В третий квартал пришли итоговые данные: 1257 автомобилей в июле, 1082 в августе и 1247 в сентябре. На складах по-прежнему много автомобилей, произведенных в 2023 и 2022 годах.
Можно предположить, что даже если утильсбор вырастет с 1 ноября, продажи все равно останутся на уровне 1000-1200 машин в месяц вплоть до середины следующего лета. Однако новая политика по утилизации автомобилей может негативно сказаться на импорте. Среди 7986 зарегистрированных в этом году электромобилей большинство имеют мощность более 80 лошадей, что исключает оформление по льготным тарифам.
Давайте проанализируем итоги третьего квартала. Лидером по продажам остается Zeekr с 891 автомобилем. Модель 001 по-прежнему востребована с 449 продажами, затем идут 7Х (165), 009 (122), X (88) и 007 (67). Но несмотря на лидерские позиции, доля Zeekr на рынке уменьшилась с 38% в декабре прошлого года до 25% в текущем.
Завод «Москвич» активно распродает старые запасы электромобилей модели 3е: с июля по август было продано 430 единиц, из которых 417 купили юридические новички. На данный момент, 3е больше не производятся, поскольку завод переключается на новые модели от SAIC. Evolute реализовал 539 электромобилей в сумме, причем модель i-Pro нашла всего 363 покупателя.
Марка Amberauto с моделью А5 показала лишь 277 продаж, все они производства 2023 и 2024 годов. Также модель Ora, не вызвавшая большой популярности, смогла продать лишь 50 автомобилей. У Avatr, совладелицей «Чанган», результаты составляют 263 электромобиля, а у BYD — 258.
Остальные участники были менее заметны на рынке: BMW прошла со 51 проданным электромобилем, Porsche с продажами по 15 на модели Macan и Taycan, а Tesla нашла 142 покупателя. Кроме того, Lixiang Mega продал всего четыре автомобиля, тогда как Geely EX5 привлек более высокое внимание с 97 вернутыми единицами на аккаунте.
В заключение отметим, что электромобиль Eonyx М2 был зарегистрирован в статистике, так как были проданы два экземпляра юридическим лицам и один — частному покупателю. Пожелаем удачи «Автотору» в этом непростом начинании, хоть и с опозданием на два года.
Итак, рынок электромобилей по-прежнему сталкивается с многими вызовами. Как вы считаете, как повлияют новые правила утилизации на продажи, и смогут ли бренды, такие как Zeekr, сохранить свои позиции?